Цифровая образовательная среда для школьников

Современные технологии обеспечат всем детям равные возможности для развития талантов

Систему школьного образования в ближайшие годы ждут большие перемены, связанные с внедрением IT-технологий в образовательный процесс. Первый элемент цифровой образовательной среды уже запущен — это информационно-коммуникационная платформа «Сферум», где можно проводить уроки, делиться учебными материалами и многое другое. Внедрение цифровой образовательной среды откроет всем российским детям доступ к современному и качественному образованию.

Не замена, а дополнение к традиционным урокам в школе

С декабря 2020 года в России начался эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах. Разработанное Минпросвещения России совместно с Минцифры России постановление Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» — часть глобальной работы в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Это позволит существенно расширить доступ школьников к качественным программам обучения. При этом современные решения не подразумевают ухода от традиционных занятий в школах.

Министр просвещения России Сергей Кравцов

Как изменится школа в ближайшие годы, к чему готовиться ученикам и учителям и что они сами думают о новых веяниях и подходах к обучению?

Три направления «Цифровой образовательной среды»

В рамках проекта идет работа по созданию полноценной цифровой образовательной экосистемы, обеспечивающей современное и доступное образование для всех российских детей. Цифровизация среднего образования будет идти по трем основным направлениям:

  1. обеспечение школ высокоскоростным интернетом;
  1. работа над базой знаний с верифицированным учебным контентом;
  1. создание современной IT-инфраструктуры для школьников, учителей и родителей.

Единой платформой для всех учреждений сферы образования в стране должна стать государственная информационная система (ГИС) «Моя школа». Она объединит в себе такие цифровые образовательные сервисы, как школьный дневник и журнал, расписание занятий, портфолио учеников и библиотека обучающего контента по разным предметам.

На онлайн-платформе будет собран бесплатный обучающий контент разного типа: электронные версии учебников, интерактивные задания, обучающие видеоролики и фильмы. Такое разнообразие контента даст детям в разных частях страны равный доступ к качественному образованию и откроет возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута для любого ученика вне зависимости от места жительства — было бы желание учиться.

Школьникам и учителям не придется тратить время и силы на поиски материала: достаточно ввести дисциплину и возраст ученика, а затем выбрать нужный курс или тему из автоматически предложенных вариантов. У ребенка всегда будет возможность углубиться в тему, снова прослушать непонятные моменты, пройти пропущенный материал. Особенно удобна платформа будет для тех, кто находится на домашнем обучении или учится экстерном.

Учителям материалы ГИС «Моя школа» сэкономят время на подготовку к урокам, избавляя от рутины. А благодаря интеграции сервиса с электронными дневниками родители смогут узнавать не только оценки детей, но и отслеживать этапы освоения программы и полученные компетенции. Зная, что именно сейчас изучает ребенок, можно всей семьей обсуждать интересные темы, смотреть увлекательные видеоролики и выбирать подходящие виды образовательного досуга — например, устроить семейный поход в музей.

Цифровизация школы: мнение учителей

Только 38% молодых педагогов считают себя достаточно подготовленными, чтобы эффективно использовать высокие технологии в работе с учениками. Таковы результаты глобального исследования, в котором участвовали более 1000 учителей и педагогов-практикантов со всего мира.

В то же время учителя отмечают большой потенциал этого инструмента обучения: 36% говорят, что благодаря технологиям дети больше вовлечены в учебу, 31% отмечает новые возможности для самообразования.

Педагоги признают, что обучающие программы, интерактивные игры, виртуальная и дополненная реальность необходимы для подготовки кадров на перспективу. Причем речь не только о сфере IT — «цифровые» навыки в ближайшем будущем могут пригодиться практически на любом рабочем месте.

Противники проникновения информационных технологий в школьное пространство говорят о таких рисках, как нехватка живого общения (34%), потеря традиционных навыков, например, умения писать от руки (36%).

Авторы исследования уверены, что цифровизация школы — общемировой тренд, и прогнозируют, что, несмотря на эти опасения, к 2030 году использование новых технологий в классах вырастет в мировом масштабе в среднем на 60%.

Больше возможностей для детей, учителей и родителей уже сегодня

Один из элементов ГИС «Моя школа» уже запущен в режиме апробации — это информационно-коммуникационная платформа «Сферум», призванная сделать обучение более гибким, удобным и технологичным.

Учителя могут создавать в «Сферуме» беседы класса и управлять ими, размещать необходимые для учебы материалы, проводить видеоуроки, составлять расписание, собирать и проверять домашние задания и даже проводить родительские собрания. Для школьников «Сферум» — это возможность быть на связи с учителями и одноклассниками, а в случае необходимости — полноценно учиться прямо из дома (более чем актуальная функция в условиях пандемии).

В режиме апробации испытать цифровую образовательную среду на практике могут ученики из 15 регионов страны. Это Алтайский и Пермский края, Ямало-Ненецкий автономный округ, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области. Чтобы подключиться к системе, школа должна отправить заявку на адрес технической поддержки проекта. Скачать инструкцию по составлению заявки можно здесь.

  

Источники:

Минпросвещения России

Официальный интернет-портал правовой информации

Фото: Коллекция/iStock

Источник