Учитель, отдавший сердце детям

Василий Сухомлинский считал, что миссия педагога — быть творцом детского счастья

Основные принципы воспитания по системе Сухомлинского — это любовь к детям и обучение родителей. Он преподавал мамам и папам теорию воспитания и педагогическую психологию, полагая, что педагогика должна стать наукой для всех, и призывал вкладывать в ребенка прежде всего силы души.

Учеба…

Василий Сухомлинский (1918–1970) двадцать два года преподавал в средней школе украинского села Павлыш. Он был уверен, что неспособных, ленивых и бездарных детей не бывает. В каждом своем ученике он старался раскрывать индивидуальные черты. Сухомлинский был уверен, что школе необходимо работать над образованием ребенка вместе с родителями, — и на протяжении многих лет в Павлышской средней школе проходили специальные родительские конференции, где мамы и папы рассказывали о трудностях своих детей и получали советы учителей.

Начинать воспитание, считал педагог, необходимо с себя.

Невоспитанный человек, которому не хватило внимания отца и матери, похож на «самолет, выпущенный в полет с испорченными двигателями: погибнет сам и принесет гибель людям».

…и работа

Дети — это счастье, но Сухомлинский добавлял к этой банальности важную деталь: «Дети — это счастье, созданное трудом». Сам отец двоих детей, Василий Александрович знал, что родительство — трудное счастье, которое приходит к тем, кто не боится «единообразного, многолетнего труда до самозабвения». Главная сложность такого труда — «в слиянии разума и чувств, мудрости и любви, умения, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее».

Дети не могут расти сами, как трава. «Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая работа ни была… знайте, что дома вас ожидает еще более ответственная, более сложная, более тонкая работа — воспитание человека. Это не только самая важная, самая нужная, самая неотложная работа для вас», — писал Сухомлинский, обращаясь к родителям.

Мудрость

В наши дни много говорят о необходимости развивать в детях эмоциональный интеллект. Сухомлинский не использует этот термин, но утверждает, что важнейшая мудрость, которую должны постигать люди со школьной скамьи, — это мудрость человеческих взаимоотношений.

Сухомлинского тревожило количество разводов, которые он наблюдал вокруг. Тревожило, что из-за разводов страдали дети, потому что они родились у людей, которые не знают, как им жить вместе, не умеют любить друг друга. Педагог считал, что в школе не хватает предмета «Семья, брак, любовь, дети», — и ввел его в Павлышской средней школе. «Не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужем и женой — всем», — писал Сухомлинский.

Образование

Говоря об образовании и школе, родители часто беспокоятся об оценках и полученных ребенком знаниях. Но Сухомлинский видел цели и задачи обучения совсем в другом.

Ни слова об успеваемости. И еще:

Василий Александрович призывал чувствовать рядом с собой человека, уметь понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье.

Личный пример

О личном примере матери и отца в воспитании детей часто говорят современные психологи — и кажется, что так было всегда. Но во времена Сухомлинского такая идея казалась новаторской.

Утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень… Как этого избежать? «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения — самое главное нравственное богатство семьи».

Василий Александрович приводит удивительную историю одной семьи: там отец каждое утро приносил жене из сада розу. Привыкли так поступать и дети — утренний букет в вазе у кровати матери стал привычным и необычным символом взаимного уважения и любви, которая царила в семье. Даже после смерти главы семьи традиция букета маме сохранялась — причем дети добавляли цветок, который мог бы подарить и отец, если бы был жив.

3 книги Сухомлинского для родителей

«Родительская педагогика»

Эта небольшая книга — добрый разговор учителя с родителями, причем не только о воспитании детей. Сухомлинский не сомневался в том, что отец и мать тоже должны воспитывать себя, чтобы подавать ребенку личный пример. Главное содержание этой книги — как взрослым сохранить человека в себе и вырастить его в своих детях.

«Сердце отдаю детям»

В этой книге Сухомлинский описал свои методы обучения и воспитания: как познакомить ребенка с окружающим миром, как помогать ему учиться, облегчить ему интеллектуальный труд, как развивать в нем самые лучшие качества. Автор писал об этой книге так: «Если выразиться на языке педагогической терминологии, то этот труд посвящен внеклассной воспитательной работе… Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога».

«Письма к сыну»

Часто ли родители могут похвастаться доверительными отношениями с собственными детьми? Дают ли они возможность выросшему ребенку начать жить своей жизнью, наблюдая за его успехами и поддерживая? Книга «Письма к сыну» показывает, как это удалось Сухомлинскому не только как педагогу, но и как отцу.

Источник