Туалетная тема: что делать, если есть проблема

Разговор с психологом

Немногие родители готовы обсуждать деликатные вопросы с ребенком. И получается так, что в случае каких-то сложностей проблемы накапливаются и приходится обращаться к специалисту. Но предотвратить такого рода трудности могут сами родители, считает педагог-психолог высшей квалификационной категории, консультант Центра родительской компетентности ВГПУ по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и гармонизации родительско-детских отношений Алёна Севостьянова.

Проблемы с хождением в туалет могут касаться не только детей раннего возраста, но и младших школьников. Как ни странно это прозвучит, но данная тема очень тесно связана с такими понятиями, как «привязанность», «доверие», «надежность», «безопасность», «личные границы». О чем идет речь?

Невозможность расслабиться

Если есть напряжение, ребенок не может расслабить свое тело. Родители придают очень большое значение отправлению естественных надобностей и часто закладывают в ребенке нервозность: «Ну что, получилось?», «Иди в туалет сейчас: потом будет негде», «Не встанешь с горшка, пока не сделаешь все дела». Малыш понимает, что все это — очень важные события и он не должен расстроить взрослых. Но ему сложно распознать сигнал, когда психика напряжена.

Ответ на реакцию взрослого

Однажды испачкав штанишки и получив в ответ на это действие «страшную» реакцию мамы, бабушки или воспитателя с упреками, криками и словами «стыдно» и «нехорошо», малыш решит, что сделал что-то неправильно и плохо. В следующий раз позывы тела будут вызывать у ребенка неприятные ощущения и тревогу. Для того чтобы этого не произошло, взрослым необходимо следить за своей реакцией и быть сдержанными, даже если что-то пошло не по плану.

Чужой пример не работает

Многие родители надеются, что, когда ребенок пойдет в сад, пример других малышей вдохновит его, и он сразу станет ходить на горшок, как все. Но данная проблема — не вопрос умения ходить на горшок, а вопрос привязанности между ребенком и его надежным взрослым. Попадая в сад, малыш перестает контактировать со своим телом, потому что проходит сложный этап сепарации с родителями и адаптации к новым условиям. И все это проживает на уровне тела.

То же самое происходит и с первоклассниками. Они не могут расслабиться в новых обстоятельствах, поэтому теряют контакт с телом, и, как следствие, возникают вопросы с туалетом. Вспомните себя: в тревоге и стрессе ощущается дискомфорт в теле — то ли живот болит, то ли пить хочется, не всегда понятно сразу.

Для себя или для мамы?

Отучая ребенка от подгузника, родители хотят, чтобы этот процесс шел быстрее. Поэтому взрослые снова становятся слишком настойчивыми: «Мы идем гулять, надо сходить в туалет!» И если этого не происходит, у мамы на лице возникает тревога, которую ребенок моментально считывает. Он понимает, что должен сделать так, как говорит взрослый, чтобы его удовлетворить. Тогда в сознании возникает путаница: нужно слушать себя и идти в туалет, когда хочется, или важно сейчас моего взрослого не расстроить? Таким образом нарушается механизм «слушать свое тело».

Памятка для родителей

Недержание для ребенка, уже отучившегося от подгузника, — абсолютно естественный процесс. Когда ребенок в игре, увлечен и возбужден процессом, вся его эмоциональная система направлена на этот интерес, и тело расслабляется. Он забывается и может упустить момент, обращаясь к маме уже после того, как все произошло. В этой ситуации ребенку нужен заботливый взрослый, который скажет: «Ничего страшного, вот новые штанишки, пойдем переоденемся».

Но если подобное происходит регулярно, систематически, надо обращаться к докторам и исследовать здоровье ребенка.

Следить за своими реакциями

Не следует говорить: «Как же ты мог, ты же взрослый, почему ты не попросился?» Иначе родитель рискует потерять контакт с ребенком и навязать ему тему стыда: «Я делаю что-то плохое? Как я могу?» Негативный посыл взрослого может по-разному отразиться на психике ребенка.

Чем сильнее привязанность ребенка к своему взрослому, чем крепче между ними эмоциональная связь и доверие, когда малыш может рассказать родителю и хорошее, и плохое и получить в ответ стабильную, спокойную и принимающую реакцию, тем меньше вероятность возникновения каких-либо проблем.

Уважать личные границы

Хождение в туалет — это процесс, когда тело должно расслабиться. К сожалению, туалеты в детских садах и школах не предусматривают уважения границ ребенка. Открытые кабинки, невозможность уединиться, хождение в туалет по расписанию — все это формирует тревогу и вызывает дискомфорт. Попроситься на уроке в туалет бывает стыдно, дети терпят. А большинство первоклассников вообще не ходят в туалет в учебное время. Ребенок делает все, чтобы избежать этого процесса в школе, и возникают проблемы с желудком.

Выходом из ситуации может стать установление контакта с воспитателем или учителем. Не стоит бояться обсуждать эту тему с педагогами. Важно, чтобы ребенок осознавал, что ходить в туалет — не стыдно. Подойдите к учителю, попросите отпускать вашего ребенка в туалет с урока без порицания на лице. Взаимодействие с учителем расслабит ребенка и поможет ему. Любая проблема у ребенка в школе, особенно младшей, легко решается в связке учитель — родитель.

Формировать тактильный контакт

Объятия в семье, игры в ладушки, щекотка, массаж, поглаживания — все это дает ребенку опыт разных ощущений, контакт с телом. Если у ребенка внезапно случается какой-то зажим, возникает запор на фоне обычного питания, нужно сделать массаж, расслабить тело. Показываем и рассказываем, что бывают разные ощущения, разные реакции и процессы в теле. Таким образом развивается позитивное отношение к своему телу.

Играть в игры на безопасность и границы

Дети в школе и саду предпочитают не ходить в туалет, особенно по большой надобности, потому что не чувствуют себя в безопасности: в кабинке нет двери, зайти может кто угодно. В этом случае помогут игры на безопасность и границы.

Например, можно построить домик или шалаш из одеял. В нем можно спрятаться, посидеть внутри и ощутить, что это наш дом, тут уютно и безопасно. У дома есть границы, можно в него войти и из него выйти. Эта простая игра поможет восстановить ребенку ощущение безопасности своих границ.

Играть в игры на туалетную тему

Серьезные разговоры ребенку не подходят, он лучше воспринимает информацию через игру. Берем игрушечный домик и играем в обычную жизнь. Можно строить дом из конструктора и планировать там туалетную комнату. Без особого акцента на этом, а просто уделяя внимание туалету как необходимому элементу в доме наравне с кухней и спальней.

При запорах нужно играть с песком или водой, использовать переливание, показать контроль жидкости в емкостях. Можно рисовать дождь, реку, воду. Делать из пластилина сосиски, резать их, крутить в руках.

Очень хорошо играть кинетическим песком. Детям нравится этот тактильный контакт. Кроме того, песок можно выдавливать через шприц. Ребенок может контролировать процесс, следить за ним, получать импульсы.

Во всех играх преувеличивать функцию туалета не нужно. В игре ребенок должен получить опыт: захотел в туалет — сходил, затем вернулся к игре.

Читать книги про человеческий организм

Маленькие дети очень интересуются своим телом и всем, что в нем происходит. Это естественный и важный этап развития. Сейчас есть огромный выбор книг для детей разного возраста, где показано, как устроен и работает организм.

Не стоит также запрещать говорить детям «неприличное» слово «какашки». Эта тема крайне интересна для дошкольников и вызывает бурную реакцию, потому что тоже имеет отношение к естественному этапу взросления. Запрет на этой стадии приведет лишь к еще большему возбуждению и фрустрации.

Источник