Стартуем правильно: 1 сентября в начальной школе

Как сделать учебный год легким и успешным

К началу учебного года готовятся все: и родители, и дети. У кого-то ожидания и подготовка связаны с радостным предвкушением, а у некоторых, бывает, — с тревогой и опасениями. Что нужно предпринять родителям, чтобы ребенок был успешен в школе и учился с удовольствием? И что, вообще, значит успех и благополучие в школе?

По мнению детского нейропсихолога Наталии Романовой-Африкантовой, как правило, и родители, и учителя школьным успехом считают освоение программы. Иными словами, если ребенок получает хорошие оценки, значит, он успешен. К сожалению, чаще всего понимание успешности этим и ограничивается. Но не одна лишь успеваемость — показатель благополучия ребенка. Существует множество факторов, на которые родителям желательно обратить внимание, если они хотят, чтобы учеба и школа не стали источником проблем в жизни семьи.

Признаки неблагополучия младшеклассника

Речь не может идти об успехе, если в семье складываются одна или несколько из нижеперечисленных ситуаций. Учебный год только начинается, и у родителей будет много времени, чтобы с первого дня понаблюдать за своим ребенком и вовремя заметить, если что-то пойдет не так.

1. Устает так, что спит после школы по 3 часа. Ребенок настолько истощается необходимостью учиться, что после школы его не хватает больше ни на что.

2. Стал чаще болеть (теряет вес, перестал набирать рост). Основополагающая задача для детей 6–8 лет — расти и развиваться. Для этого ребенку нужен ресурс, который должен оставаться после того, как часть его будет потрачена на школьное обучение.

3. Не может позволить себе ни одного кружка или секции после школы, потому что все время занято уроками и домашними заданиями. Наталия Романова-Африкантова предупреждает: «Делать уроки в начальной школе по 4 часа в день — недопустимо!»

4. Может расплакаться в школе, стал чаще рыдать, устраивать истерики, не может сдержать своего гнева, рвет тетрадь с плохой оценкой, кричит, неадекватно злится. Подобные проявления говорят о незрелости регуляторных функций. Такую ситуацию нельзя назвать успешной. «Она яркой лампочкой, маячком указывает нам на то, что у ребенка не хватает нейродинамики, не хватает „батарейки“ на эмоциональную регуляцию», — предупреждает нейропсихолог.

5. Не может наладить контакт с одноклассниками, хотя хочет, не общается ни с кем из них на переменах и вне школы. Социальное отвержение — серьезная травмирующая ситуация. Ребенок в этом случае может страдать.

6. Хорошая учеба обеспечивается мамой, которая контролирует все: от собранного рюкзака до выполнения домашнего задания. Мама все время сидит в чате, узнает задание, усаживает ребенка за его выполнение, проверяет, заставляет переписывать. Даже если ребенок при этом получает хорошие оценки, об успехе тут тоже можно говорить с натяжкой. Перед учеником в начальной школе стоят определенные задачи — научиться организовывать свое обучение: брать под свой собственный контроль сбор рюкзака, узнавать, записывать и выполнять домашние задания. Если ребенок получает четверки и пятерки по математике, но рюкзак ему собирает мама, то по сбору рюкзака (как по отдельному школьному предмету) у ребенка стояла бы двойка. Такое положение дел и рвение мамы лишают ребенка важных навыков.

7. Отношения ребенка с родителями «трещат по швам» и накаляются ежедневно. «Если школа является причиной ваших с ребенком конфликтов и ссор хотя бы один раз в неделю и даже один раз в две недели, то это уже не очень здоровая ситуация, — объясняет Наталия Романова-Африкантова. — Она требует либо пересмотра вашего отношения к школе, либо помощи ребенку: скорее всего, он эмоционально не может справиться с теми задачами, которые ставит перед ним школа и которые возлагает на него родитель».

Школа не должна быть причиной конфликта между родителем и ребенком.

8. Успешен в той части программы, которую давали на подготовительных курсах, но с трудом осваивает новое. Специалист объясняет подобную ситуацию тем, что на курсах подготовки к школе научили всему, кроме как учиться: «На подготовительных курсах ребенок выступает как объект — его научили читать и писать, а субъектного подхода в таком обучении нет. Сам ребенок не может извлекать нужную информацию из услышанного на уроке и ее усваивать, не может управлять своим обучением».

9. Ребенок просто не любит ходить в школу. Все время ходить туда, куда тебе не хочется, вредно для психики, для личности, для здоровья. Наталия Романова-Африкантова приводит следующие цифры: «97% первоклассников в сентябре на вопрос „Хочешь ли ты ходить в школу?“ отвечают „да“, а в марте такой ответ дают лишь 26% детей. Далеко не всегда в этой ситуации виновата система и школа, очень часто определенные ошибки допускают родители».

Наталия Романова-Африкантова, детский нейропсихолог

Ребенок находится в тесной эмоциональной связи со взрослым. Здесь важно даже не то, что значимый взрослый говорит, а то, как он себя ведет. Ребенок воспринимает те чувства, которые значимый взрослый на самом деле испытывает относительно школьного обучения. То, каким образом относится к школе родитель, напрямую влияет на то, как будет адаптироваться ребенок.

А родитель готов к школе?

Для того чтобы узнать, готовы ли вы сами к школе, нужно пройти небольшой чек-лист и честно ответить себе на вопросы.

  1. Для вас результат важнее, чем отношение ребенка к результату. Вы спрашиваете: «Что получил?», «Что сказал учитель (тренер)?», но не спрашиваете: «Ты рад такому результату?», «Ты расстроен?», «Ты на что рассчитывал?» При таком подходе очень сложно быть опорой ребенку, потому что фокус вашего внимания смещен на саму оценку. А опорой можно быть только тогда, когда в фокусе находится состояние ребенка, считает нейропсихолог.
  2. Когда у вашего ребенка что-то не получается, вы испытываете неосознанное чувство тревоги — боитесь, что у него никогда не получится, что получится позже, чем у других, что это признак отставания. «Если у ребенка что-то не получается, а вы при этом испытываете какие-то чувства, кроме желания дать ребенку уверенность в том, что у него обязательно получится, то вы не очень хорошо к школе готовы», — предупреждает Наталия Романова-Африкантова.
  3. Вы считаете, что программа начальной школы настолько проста, что учиться на хорошо и отлично в ней легко, а тройки — признак лени или дефицита интеллекта. При этом для детей 6–8 лет чтение и письмо — это очень сложные навыки. Это похоже на обучение вождению.
  4. Когда вашему ребенку делают замечание (сообщают об ошибке или плохой оценке), вы стараетесь сразу его отругать или повоспитывать — показываете тому, кто жалуется, что вы его услышали и ребенком занимаетесь. «Это также говорит о том, что не ребенок для вас самое важное, — поясняет специалист. — Вам важно ощутить и показать себя хорошей мамой». Если вы начинаете сына или дочь ругать, не разбираясь, в чем проблема, и позволяете себе делать ребенку замечания в присутствии других детей или взрослых, он будет ощущать, что кругом враги.
  5. Оценки ребенка (или его успехи и неуспехи вне школы) влияют напрямую на ваше настроение, на вашу самооценку, ощущение себя. «Ребенок сам расстроится из-за своей плохой оценки, ваша задача — его, расстроенного, поддержать, — говорит Наталия Романова-Африкантова. — Не расстраиваться самому, не растрачивать в этот момент его ресурс, которым вы и являетесь. Вы тратите детский ресурс на то, чтобы погрустить самой, а не на то, чтобы поддержать ребенка».
  6. Вы считаете, что понятие «ребенок-отличник» («хорошист», «без двоек») входит в то, что принято считать благополучием. Если же он учится недостаточно хорошо — это уже нельзя считать благополучной ситуацией для семьи и для родителей.
  7. Вы опасаетесь, что бабушка (дедушка, тетя, второй родитель) могут требовать от ребенка отличных оценок или особых достижений.
  8. Вы считаете, что «может — значит, должен». Если ребенок способен быть отличником — он должен им быть.
  9. Вы думаете, что родитель должен контролировать учебу ребенка в ежедневном режиме, проверять выполнение домашнего задания и т. п.

Если в утверждениях чек-листа родители узнали свои черты и привычки, то подготовку к новому учебному году им следует начать с себя.

Готовим к учебе себя

«Зарядить батарейку»

Для того чтобы куда-то двигаться, нужны силы и энергия. Прежде всего родителю необходимо успокоиться. Не сделать вид, что успокоился, а действительно пересмотреть свое отношение к школе. Для ребенка очень энергозатратно наблюдать нестабильное состояние своего родителя — оно вызывает в нем ощущение отсутствия безопасности.

Прийти к спокойствию помогут некоторые проверенные методы:

  1. провести время с семьей (друзьями);
  2. наобниматься вдоволь: ощущения от объятий, телесная близость — очень важный источник ресурса;
  3. погулять (поиграть, побегать);
  4. наладить режим сна, еды, прогулок, занятий.

Включить и не выключать мотивацию

Важно не стимулировать ребенка к учебе при помощи внешних факторов (обещание материальных благ, например, за хорошие оценки), а включить внутреннюю мотивацию. Для этого можно поговорить спокойно, без наставлений с ребенком о том, чего бы ему самому хотелось от школы, какая у него цель. Узнать, что в прошлом году у него получилось, а что нет, по какой причине. Обсудить, что помешало добиться исполнения задуманного и предложить помощь.

Если ребенок хочет исправить тройку, то задача родителя — не навязать занятия с репетитором, а получить от ребенка запрос на исправление плохой оценки и помочь ему в этом.

Мотивацию к учебе легко потерять или разрушить, если родители расстраиваются из-за плохих оценок ребенка или обещают ему вознаграждение за хорошую учебу. В этом случае ребенок будет лишь заботиться о том, чтобы не огорчить взрослых. Поэтому важно говорить не о своих чувствах по поводу происходящего, а интересоваться реакцией ребенка.

Обратить внимание на невнимательность

Независимо от того, в какой класс идет ребенок, у него происходит адаптация к изменившимся условиям. «Внимание и память — это то, что созревало эволюционно, вместе с нашей лимбической системой, — рассказывает Наталия Романова-Африкантова. — Механизм заключается в том, чтобы обратить наше максимальное внимание на то, что вызывает сильные эмоции. Если что-то провоцирует в человеке негативные эмоции, он запоминает, что тут страшно, сюда нужно больше не ходить. А положительные эмоции заставляют запомнить, что в следующий раз сюда можно прийти опять».

Аналогичная история с вниманием. В первом классе ребенок испытывает огромное количество эмоций по поводу всего, что вокруг него происходит: «А успею ли я переодеться на физкультуру?», «А хватит ли мне еды в столовой?», «А что будет, если я заблужусь по пути из столовой?», «А вот моя новая учительница, она добрая или злая?», «А мой сосед по парте — друг или враг?»

При этом много ли эмоций у ребенка вызывают цифры и буквы на доске? Мало: ведь они для ребенка вряд ли в новинку, а самые сильные эмоции мы испытываем от новизны. Поэтому шансов у того, что происходит на уроке, попасть в фокус детского внимания, не очень много.

Наталия Романова-Африкантова, детский нейропсихолог

Поскольку внимание — это практически такой же процесс, как, например, голод, бесполезно ребенка ругать за его отсутствие и говорить: «Будь внимательным!» Ведь нельзя же перестать быть голодным. Поэтому не следует ученика начальной школы ругать за невнимательность. Этим можно вызвать лишь дополнительный виток тревоги. Лучше ребенка поддержать: «Тебе очень сложно быть внимательным, такое бывает. Тебе тяжело, но я могу тебе помочь».

Потренировать внимание можно при помощи разных игр. Подойдет Конструктор корректурных проб Валерии Жуковой, который отлично развивает внимание, зрительное и пространственное восприятие.

Очень хорошо помогает научиться сосредоточиваться практика «Вернуться в себя». Для этого в любой бытовой ситуации предложите ребенку описать то, что он чувствует прямо сейчас: на какую ногу опирается, когда стоит, какой самый яркий вкус блюда, которое он ест, и т. п.

Не только развивает внимательность, но совершенствует глазодвигательные функции, которые очень важны в обучении чтению и письму, игра «Десяточки». Правила очень просты: нужно подбрасывать и ловить мячик. 10 раз — просто, 9 раз — с одним хлопком, 8 раз — с двумя хлопками, 7 раз — с одним хлопком сзади, а вторым — спереди, и т. д. Вы можете придумывать упражнения самостоятельно. Главное в этой игре — регулярность, играть нужно каждый день.

Вспомнить чтение и письмо

Освежить в памяти навыки, которые за лето забылись, нужно для того, чтобы избавить ребенка от первоначального стресса в школе. Только не стоит ребенка заставлять писать прописи и читать то, что задали на лето. Можно придумать увлекательные задачки самостоятельно.

Например, пишите утром меню, а ребенок пусть прочитает и выберет, что ему по душе. При этом не нужно готовить много блюд. Это может быть каша с малиновым вареньем, каша с клубничным вареньем, каша с вишневым вареньем и т. д. А можно придумать забавные названия блюдам. Главное — чтобы было, что почитать.

А вечером попросите ребенка что-нибудь приготовить самостоятельно (по написанному вами рецепту) и написать свое меню. Так можно отработать и чтение, и письмо.

Родители могут придумать домашний квест, а задания написать на листках. Квест хорош тем, что, читая и выполняя задания, ребенок будет тренировать и развивать квазипространственные представления. Ему нужно будет прочитать и понять, как пространство описано при помощи слов и как это соотносится с реальностью.

Устройте активную переписку не только с ребенком, но и с другими членами семьи. Можно завести «почтовый ящик» на кухне, например, и оставлять в нем письма для своих близких.

Устраиваем праздник

Праздновать 1 сентября можно по-разному: прогулкой, культпоходом, совместным просмотром фильма. Тут самое важное — правильно рассчитать свои силы, чтобы всем членам семьи было весело и приятно.

Фото: Коллекция/iStock

Источник