Совесть, стыд и вина: что это такое и как рассказать о них ребенку

Ответы на сложные вопросы

О том, рождается ли человек совестливым или становится таким в процессе воспитания, что будет с ребенком, родители которого переусердствовали с формированием чувства вины и стыда, рассуждают сотрудники кафедры среднего общего образования и социального проектирования ПсковГУ — заведующая кафедрой Светлана Калинина и доцент Светлана Буренина.

Каждый из нас знает, что такое стыд, испытывал чувство вины и хотя бы однажды слышал голос совести. Все близко, знакомо, однако если попросить объяснить хотя бы одно такое состояние или дать даже вполне бытовое определение понятиям, то, пожалуй, многие зайдут в тупик. А все потому, что эти самые знакомые нам слова являют собой действительно нечто грандиозное и потрясающее. Между тем в различных словарях можно найти следующие определения понятий «стыд», «вина» и «совесть».

Стыд

Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. Эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он действовал нечестно или смехотворно. Стыд можно испытывать не только за себя, но и за поступки близких людей.

Вина

Эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он нарушил моральные нормы. Осознание вины выражается в чувстве стыда, муках совести, раскаянии.

Юридически вина означает положение, в котором оказывается человек, нарушивший правовые нормы, совершивший преступление. В этих случаях вина является основанием для привлечения виновного к ответственности и определения судом соответствующего наказания.

Совесть

Нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо или плохо, справедливо или несправедливо, субъективное сознание соответствия/несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.

Способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать, переживать свое несоответствие должному. Можно ли развить эту способность?

Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными.

Иными словами, быть совестливым можно научиться.

Как это работает

Вина лежит в основе реагирования на ситуацию. Совершается проступок — возникает вина — становится стыдно. Начинает мучить совесть. Совесть — понятие корневое, это весть изнутри человека, знания о правильности или неправильности поступка. В результате человек приходит к раскаянию и искуплению вины.

Раскаяние — это признание человеком собственной вины, осуждение им своих поступков или преступлений. Выполняет роль нравственной самооценки личности.

Искупление — снятие с себя вины путем полного признания своей виновности, понесения наказания или совершения положительных поступков.

Ребенка важно научить слышать голос совести, голос его духовного «Я», которое живет в каждом и противоборствует «Я» наличному.

Начать с себя

Прежде чем начать беседу с сыном или дочерью о моральных и нравственных ценностях, о совести, родителям стоит задать вопросы себе. Например, такие:

  • Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему?
  • Нужно ли стыдиться физических недостатков, неблаговидных поступков, поношенной, но аккуратной одежды, неряшливого вида, социального положения родителей, невежества, своей внешности, бездушного отношения к окружающим или чего-то еще?
  • Стыдно обманывать других людей, а можно ли обманывать себя? Какова природа совести?
  • Как вы думаете, это чувство врожденное? Испытывали ли вы муки совести?
  • Что ощущает человек, в котором заговорила совесть? А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
  • Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Вместе с ребенком можно обсудить следующие вопросы:

  • Как ты поступил бы в той или иной ситуации?
  • Если чьи-то действия не вредят другим людям, но все же являются бесчестными, можно ли их совершать?
  • Почему говорят, что если в некоторых ситуациях трудно сделать правильный выбор, то тогда лучше всего действовать так, как подсказывает совесть?

Если совесть — это работа ума и сердца, то такая работа-упражнение необходима для развития внутреннего голоса «Я» с малых лет.

Если боль сигнализирует о нарушениях физиологических, то совесть — о нарушениях этических. Притупление или отсутствие болевых ощущений грозит организму гибелью. Важна реакция окружения, социума, близких. Но во всем необходимо знать меру. Если постоянно стыдить ребенка и делать это неправильно, последствия могут быть достаточно серьезными.

Если перегнуть палку

К чему может привести формирование гипертрофированного чувства стыда у ребенка.

  • В будущем такие дети будут бояться самораскрытия.
  • Могут стать крайне застенчивыми, будут смущаться, будут чувствовать себя неполноценными.
  • Будут избегать близких взаимоотношений.
  • Повзрослев, могут чувствовать себя униженными, если им укажут на их ошибки или несовершенство.
  • Чувствуют себя ненужными, нелюбимыми и никчемными, что бы они ни делали. Они считают себя безобразными, несовершенными.
  • Вырастая, страдают от чувства вины. Они считают себя виноватыми в бедах других, особенно — близких людей.
  • Испытывают чувство одиночества на протяжении всей жизни, при том что их могут окружать по-настоящему любящие люди.
  • Во взрослом возрасте постоянно страдают от того, что думают, будто их осуждают окружающие.
  • Осуждают те качества, которых стыдятся в себе, и, как правило, начинают стыдить других.
  • Могут блокировать свое чувство стыда, прибегая к компульсивному поведению, то есть могут стать трудоголиками, шопоголиками и т. п.

Как найти золотую середину?

  1. Ребенок должен чувствовать себя желанным. Самый главный метод воспитания ребенка — любовь.
  2. Нельзя стыдить и унижать ребенка публично. Лучше уединиться с ребенком и спокойно объяснить, почему так делать нельзя. Не кричать, не ругаться, не оскорблять.
  3. Если вы не одобряете поведение или поступок ребенка, то говорите конкретно о его поведении или поступке, а не о самом ребенке, не переходите на личность.
  4. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть, вместе с его потребностями, ошибками, болезнями, слезами, радостями и пр.
  5. У ребенка должны быть личные границы. То есть не нужно врываться в его комнату без стука.
  6. Будьте внимательны к ребенку, разделяйте с ним его важные события, радуйтесь его подаркам.
  7. Не перекладывайте на ребенка ответственность за свое эмоциональное состояние или поступки.
  8. Не применяйте в качестве наказания молчание или игнорирование. Обсудите с ребенком его проступок, узнайте причины его действий, объясните, почему так делать нельзя, расскажите о последствиях, но только не молчите.

Памятка для родителей

Чувство стыда — не врожденное. Оно зарождается примерно к 2–3 годам, а совесть и самодисциплина «просыпаются» в ребенке к 6–7-летнему возрасту.

Стыдить ребенка дошкольного возраста бесполезно. Основная задача родителей малышей — учить, показывать правильный пример, объяснять, почему так делать нельзя и как нужно.

Вместо того чтобы каждый раз стыдить сына или дочь, старайтесь развивать в них чувство ответственности за свои поступки. При этом нужно учитывать возраст ребенка, чтобы он смог признать совершенную ошибку без самоунижения.

Чувство стыда — не инструмент для манипулирования ребенком и не рычаг воспитания.

Эмоции играют важную роль в развитии детей. Только через диалог можно понять ребенка и дать ему необходимый совет.

Источник