Развитие речи: когда нужна консультация логопеда

Как отличить индивидуальные особенности от возможных нарушений

Об этапах развития речи ребенка, признаках благополучия или отставания рассказывает логопед, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Татьяна Кошечкина.

Норма условна, а развитие вариативно

В индивидуальном развитии организма (онтогенезе) существует условная норма развития речи. Она сложилась в результате наблюдения за большим количеством детей разных возрастов и отметки специалистов о том, в каком возрасте у ребенка появляются слова, фразы, формируется грамматика.

Но дети все разные. Кто-то начинает говорить позже, кто-то — раньше. Наблюдая за своими и чужими детьми, родители начинают сомневаться: правильно ли развивается речь у моего ребенка, если соседский мальчик уже читает стихи, а мой еще нет? Пора ли идти к логопеду? Где заканчиваются индивидуальные отличия и начинается нарушение речи? Попробуем ответить на эти вопросы.

Как происходит развитие речи

Действительно, развитие речи в детском возрасте в значительной мере вариативно, то есть речевые навыки одного ребенка могут сильно отличаться от речи других детей. Как же отличить индивидуальность от задержки, вариации — от речевого нарушения? Основной принцип заключается в следующем: развитие речи предполагает постоянное ее совершенствование.

До 1 года

До года лучше всего опираться на продвижение ребенка от крика — к общению звуками, слогами, словами. То есть сначала ребенок кричит, затем крик постепенно перерастает в гуление в процессе общения, затем в лепет, а затем и в первые слова.

Если этого развития не происходит, ребенок надолго задерживается на одном этапе, и новые единицы (слоги, слова) никак не формируются, стоит обратиться за профессиональной консультацией.

Важным показателем на этом этапе является и стремление к общению. Если ребенок не вступает в общение или делает это совсем не так, как ожидает мама, лучше проконсультироваться со специалистом. В этот период пока не смотрим на звукопроизнесение и правильное произношение всех слов.

После 1 года

После достижения ребенком возраста 1 года у него начинает бурно развиваться понимание речи. Настолько бурно, что оно может даже потеснить развитие активного словаря. Иначе говоря, первые появившиеся слова остаются и используются, а новых слов довольно мало.

Если в этот момент ваш ребенок превращается в настоящего домашнего «шпиона» и начинает понимать все более сложные ваши фразы и рассказы — скорее всего, все в порядке. Можете поиграть в «повторюшки» и попробовать вызвать у ребенка произнесение еще нескольких слов по подражанию.

При этом все-таки словарь ребенка медленно, но верно расширяется, а ближе к полутора годам может произойти самый настоящий словарный взрыв (в науке он так и называется — лексический взрыв). И если родители сначала старательно вызывали новые слова, то теперь у них иногда возникает желание, чтобы слов стало поменьше, настолько быстро может идти развитие.

Если понимание речи не развивается либо развивается очень медленно, откладывать консультацию не стоит. Аналогичным образом обстоят дела с появлением слов — если ребенок после полутора лет использует только те слова, которые начал говорить в год, обращение за профессиональной помощью не будет лишним.

Как и что говорит малыш

Есть небольшой нюанс в том, как произносит слова ребенок в период лексического взрыва, — чем больше слов появляется в детском лексиконе, тем больше малыш может их сокращать и коверкать. В начале лексического взрыва это понятно и объяснимо, но далее у ребенка должна включиться способность наблюдать за речью окружающих и усложнение слов — из односложного слово превращается в двусложное и даже в трехсложное. Если процесс усложнения слоговой структуры идет — это хороший признак.

2 года

К 2 годам мы ожидаем (в условной норме) получить фразу. Фраза — это не просто «ты де» или «я пать». Фраза предполагает способность ребенка соединять два (затем и более) имеющихся слова, чтобы описать фрагмент действительности более сложный, чем просто предмет: «тись ам» — кошка ест, «па пать» — папа спит, «Натя туки» — Настя хочет на ручки. Как видите, фраза еще не выглядит полностью понятным предложением. И все же если «я пать», «па пать», «тись пать» существуют в речи, то у ребенка сформирована двусловная фраза.

Затем слова начинают видоизменяться — появляются грамматические формы: «я плю» — я сплю, «там баки» — там собаки.

Причем в этот момент малыш много словоформ говорит неправильно: «домы», «яйцы» — ребенок формулирует схему образования множественного числа и переносит ее на все остальные слова. В самом начале это очень хорошо. Но затем должно смениться более общепринятыми вариантами на основе наблюдения за речью других людей и подсказок родителей. Продолжает усложняться и слоговая структура — на этом этапе ребенок может произносить слова из трех и четырех слогов.

Для выявления признаков задержки и нарушения речи ориентируемся на развитие. Поводом для обращения к логопеду могут быть задержка появления фразы, отсутствие первых словоформ и их постепенного развития, отсутствие усложнения слоговой структуры.

2–3 года

В возрастной период 2–3 года речь должна становиться регулятором поведения ребенка. Расширяется словарь — в нем и существительные, и прилагательные, и глаголы. Грамматические формы усложняются, усложняется слоговая структура, ребенок понимает все более сложные сказки и рассказы, подсказывает, если вы отвлеклись и перестали читать или рассказывать.

Перечислять все словоформы, которые появляются в этот период, нет смысла, назовем основные навыки:

  1. употребление форм единственного и множественного числа (в вариантах «яйца», «деревья» и прочих, образованных не по простым правилам, ребенок имеет право на ошибки);
  2. употребление окончаний мужского, женского и среднего рода у существительных, глаголов и прилагательных; 
  3. понимание и использование основных предлогов.

Очередность появления навыков не так важна, важно постоянное развитие.

Когда все идет по плану

Далее речь усложняется и обогащается за счет развития каждой сформировавшейся единицы.

1. Звуки становятся более похожими на общепринятые, ребенок отличает похожие звуки один от другого.

2. Ребенок проговаривает большинство общеупотребительных слов, не пропуская и не переставляя слоги, либо исправляется сам или по подсказке родителей.

3. Словарь постоянно расширяется на основе развития представлений о мире.

4. Развивается и грамматический строй, ребенок использует все более сложные фразы.

5. Активно развивается связная речь.

Еще раз подчеркнем, что основные критерии оценки развития речи — появление новых единиц и усложнение уже имеющихся. Наиболее явный признак наличия проблем — потеря тех единиц речи, которые были сформированы ранее. Если родители видят, что в речи ребенка отсутствуют ожидаемые единицы (слоговые цепочки (лепет), первые слова, понимание речи, первые грамматические формы), нужно попробовать постепенно сформировать их в игре. Такой вариант подойдет, если отставание от условной нормы невелико — до полугода.

Если родители волнуются, боятся неудачи или им требуется помощь, если задержка в появлении каких-либо речевых этапов более полугода, не стоит откладывать визит к логопеду.

Беседовала Анна Демина

Фото: Коллекция/iStock

Источник