Работа и зарплата: преподаем ребенку азы финансовой грамотности

Умение правильно распоряжаться деньгами формируется с детства

Современное общество потребления призывает человека тратить как можно больше. Этому соблазну трудно противостоять даже взрослым. Как выработать у ребенка привычку бережного отношения к деньгам и научить его не поддаваться импульсивным желаниям «купить что-нибудь»? Рекомендации специалистов.

«В силу своей профессии я часто сталкиваюсь с людьми, которые не могут правильно распоряжаться своими финансами и в результате обращаются ко мне за оказанием помощи в признании себя банкротом и списании долгов, — рассказывает арбитражный управляющий кандидат юридических наук Лилиана Алферова. — Большинство из них не обладают навыками финансового планирования. Мои исследования и многолетний опыт в этой области позволяют говорить о том, что проблема кроется глубоко в детском возрасте».

Откуда берутся деньги

Отношение к деньгам формируется в детстве. Не стоит держать ребенка в неведении и делать тему финансов запретной для обсуждения. «Родителям важно объяснить сыну или дочери, что деньги не растут на деревьях, а люди получают деньги в обмен на труд, — говорит детский аналитический психотерапевт, клинический психолог Анна Бородкина. — Это знание необходимо детям для понимания связи: чтобы получить деньги, ты должен приложить усилия, иными словами, потрудиться».

Помочь сформировать у ребенка правильное представление о труде позволит ваш рассказ о своей профессии, о том, чем вы занимаетесь, когда приходите на работу, как проходит ваш день. Поговорите с сыном или дочерью о профессиях и занятиях близких и родственников. Сегодня много компаний проводят специальные мероприятия для детей сотрудников, когда дети могут прийти на рабочее место родителей и посмотреть вживую, чем занимаются их мама и папа, за что они получают зарплату. И это очень полезная практика для вхождения в «денежную» тему.

Учимся считать

«Финансовую грамотность стоит прививать ребенку с раннего возраста, когда просыпается интерес к игре в магазин (3–5 лет), — советует психолог. — В игре ребенок впервые осваивает товарно-денежные отношения, привыкает задумываться о деньгах и о тратах, которые он может совершать».

Перед походом в магазин составьте список покупок. «Учтите пожелания ребенка, ограничив выбор до одной или двух единиц, — рекомендует Лилиана Алферова. — В магазине сейчас предоставляется возможность использовать детские тележки. Позвольте набрать в корзину все, что хочется, а после предложите выбрать из каждой пары по одной единице, и так до тех пор, пока не останется «товар-победитель». Важно предварительно проговорить условие, что приобретается только один или два товара.

Дети, как и взрослые, сталкиваются с импульсивными желаниями купить что-то, что в итоге может оказаться бесполезной покупкой (так работает маркетинг).

Говорите с детьми о деньгах, рассказывайте, на что стоит тратить деньги. «Берите ребенка с собой в магазин, выбирайте продукты и озвучивайте их стоимость, — предлагает Анна Бородкина. — Выделите для нужд ребенка конкретную сумму и разрешите ему выбрать себе что-то необходимое в пределах именно этой суммы и не больше». Если ребенка привлекло что-то дорогое, найдите слова и объясните, что данная покупка не входила в ваши планы затрат на сегодня, но если в следующий раз будет возможность внести эту покупку в список и если ребенок не потеряет к ней интерес, то вы ее купите.

Карты для взрослых и детей

Большинство современных работодателей перечисляют заработную плату на дебетовые карты. Наличные деньги все реже и реже встречаются у взрослых. «Расплачиваясь пластиковой картой, родитель может неосознанно дезориентировать ребенка, зародив ложное представление, будто при помощи маленького пластикового прямоугольника можно совершать любые покупки в любое время, как по волшебству, — предупреждает психолог. — Объясните ребенку, как работает система денежных карт. Например, что зарплата родителей поступает на карту ежемесячно, пропорционально труду взрослых и в ограниченном размере, а банк, который производит финансовое начисление, подобен большой копилке и хранит ваши деньги, выдавая суммы на расходы».

Расскажите ребенку, что, если потратить сразу все заработанные деньги, больше денег не появится до следующего зачисления заработной платы. Даты, в которые происходит зачисление, определяет работодатель родителя. «Так вы поможете ребенку осознать, что родитель не может покупать все что угодно, — каждый раз придется расставлять приоритеты и решать, на что сейчас важнее потратить средства, — говорит Анна Бородкина. — Ведь реальная жизнь не игра, здесь нельзя дорисовать столько новых денег, сколько захочется».

Оформите дебетовую карту и ребенку. Сейчас они доступны с 6 лет. «Установите лимит расходов на месяц, неделю или день, — объясняет юрист Лилиана Алферова. — При этом держите свое слово, правила не должны нарушаться, не увеличивайте внезапно уже установленную сумму. Контролируйте покупки. Определите „стоп-товары“, покупать которые нельзя и даже опасно. Обязательно объясните почему». Обучайте ребенка финансовой грамотности (правильному ведению бюджета), а не навязывайте покупки.

Не делайте акцент на стоимости: «Я потратила 5000 рублей, а ты сломал!», «Мне это стоило 500 рублей, как ты мог поменять на конфету!» По мнению специалиста, подобные высказывания искажают систему ценностей. Объясните ребенку, что его поступок влечет за собой определенные последствия и теперь потребуется некоторое время, чтобы накопить на новую такую же вещь.

Строим планы

Полезная привычка для формирования правильного отношения к деньгам — умение копить и откладывать деньги. Психолог советует определить цели, на которые ребенок хотел бы накопить. Эти цели можно ранжировать. Например, для сладостей и мелких покупок может быть одна копилка. Для игрушек и покупок посерьезней — другая.

«Такой подход не только помогает формировать грамотное и бережное отношение к деньгам, но также может послужить хорошим семейным правилом, когда на какую-то общую цель, например, семейный отдых или покупку питомца, семья копит сообща, складывая деньги в семейную копилку исходя из своих возможностей, — считает Анна Бородкина. — Отложенные покупки — полезный навык для детей и взрослых, помогающий соблюдать здоровый баланс между планированием семейного бюджета и удовлетворением желаний каждого члена семьи».

Деньги на карманные расходы

Карманные деньги лучше вводить в оборот, когда ребенок будет понимать, на что их тратить. По словам психолога, обычно такое понимание формируется ближе к «околошкольному» возрасту. Например, начиная с первого класса детям могут требоваться карманные деньги на перекусы или новую ручку. Мелкие деньги могут также понадобиться ребенку при посещении секций и кружков, чтобы купить воды.

Анна Бородкина, психолог

В возрасте 6 лет необходимо рассказать ребенку о правилах пользования деньгами и рекламе в интернете, рекомендует юрист. Объясните, что реклама — это рабочий процесс, который позволяет продавать тот или иной продукт, зарабатывать на этом деньги, и не более того.

Подумайте о кибербезопасности и научите ребенка, как соблюдать осторожность и не попадаться на мошеннические схемы. «Научите малыша не показывать деньги и карту в людном месте, — объясняет Лилиана Алферова. — Определите для себя бюджет, который не жалко потерять. В случае потери в результате необдуманных действий ребенка предупредите его, что повторное пополнение произойдет согласно графику».

Справедливое распределение

Умейте говорить «нет». Не ущемляйте себя в угоду детским пожеланиям. «Скажите, что с текущей зарплаты приобретается вещь для взрослого, так как покупка для малыша была в прошлом месяце, — продолжает Лилиана Алферова. — Предложите подождать месяц и подумать над тем, насколько правильным был выбор. Возможно, ему захочется изменить свое решение, а через месяц обязательно поинтересуйтесь, не передумал ли ребенок. Держите слово».

Не поощряйте ребенка материально за помощь по дому и хозяйству. Пусть решение бытовых вопросов будет совместным. Распределите обязанности на семейном совете, каждому предложите выбрать себе занятие по душе: выбрасывать мусор, гулять с собакой, убирать комнату, стирать, готовить еду, мыть посуду и т. д. Наберитесь терпения и помогите ребенку соблюдать правила, при этом важно соблюдать их в первую очередь самим, показывая пример.

Фото: Коллекция/iStock, Pexels

Источник