Помогаем ребенку выбрать профессию

Подростку нужна поддержка специалиста и родителей

О том, что такое профориентация, в чем заключается роль взрослых в выборе будущей профессии ребенка и почему важно не оставлять сына или дочь наедине с этой проблемой, рассказывает руководитель центра профориентации факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова психолог Дарина Спектор.

Критический момент

Психологи считают, что в жизни человека чередуются стабильные возраста и критические. Кризис — это что-то хорошее, важное и нужное в развитии. Но при этом, конечно, такой период — очень трудный.

Подростковый возраст — это один сплошной кризис, потому что изменения затрагивают абсолютно все сферы жизни подростка — у молодого человека происходят изменения на гормональном, физическом, психическом, социальном уровнях. 

Из-за быстрого темпа физического и умственного развития у подростка возникает очень много потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости. В младшем подростковом возрасте, с 11-13 лет, у детей появляется субъективное чувство взрослости. Большинство из них начинают считать себя взрослыми, полагают, что с их мнением нужно и можно считаться, считают себя полноправными членами общества — «я все умею».

Но с чем сталкивается чувство взрослости подростка в реальности? Окружающие пока не считают его взрослым. По объективным причинам из-за несформировавшегося мировоззрения он не может осуществлять функции взрослого. Все это находится в противоречии друг с другом и создает для подростка большое количество проблем, вызывает у него много внутренних переживаний и тревог.

Вот как описывают подростковый возраст известные психологи:

«Подростковый период можно сравнить с мостом, по которому индивидуум должен пройти, прежде чем вырастет и станет ответственным и взрослым человеком». (Филипп Райс)

«Поведение в подростковом возрасте (от 13 до 19 лет) похоже на ограбление банка. Кого-то детство покидает медленно и вежливо, скромные требования грабителей аккуратно написаны на сложенном листке бумаги и переданы кассиру прямо в руки, чтобы не поднимать шума. У других все происходит так, будто кто-то пробил стену грузовиком и оставил за собой дымящиеся руины и требования выплат по страховке». (Найджел Латта)

Новый мир

Подростковый возраст сам по себе не простой, а вокруг еще и стремительно меняющийся мир, который бросает подростку много вызовов. Происходит быстрое развитие новых технологий, ежегодно появляется множество программ, сайтов, новых гаджетов — и шквал информации обрушивается на ребенка каждый день.

Условия окружающего мира, в которых находится современный подросток, очень сильно отличаются от того, что было раньше. 

Во времена детства его родителей ребенок, взрослея, имел дело с конечным набором определенных задач развития и конечным списком мест, где необходимо эти задачи решить. То есть, он четко понимал, что такое хорошо и что такое плохо, знал, куда ему идти после школы и после университета.

Раньше были герои, на которых подросток мог бы равняться. Сейчас дети много времени проводят в социальных сетях, где эти герои каждый день меняются, их образы однозначно гедонистичны. Детям оказывается картинка яркой жизни, которая невероятно привлекательна — и трудно понять, что стоит за этим калейдоскопом. Мы наблюдаем хаотический процесс «бродяжничества» по сети социальных и культурных пространств, которые являются неструктурированными.

В наши дни перед ребенком предстает ни что иное, как хаос возможностей, разобраться в котором зачастую сложно даже опытному взрослому. Поэтому помощь ребенку очень нужна.

Проблема выбора

На каждом возрастном этапе человек решает определенные задачи развития. Подросток в этом плане не исключение. Одна из задач, стоящих перед подростком — профессиональное и личностное самоопределение.

В психологии принято считать, что с 14 лет до момента поступления в университет подросток должен личностно и профессионально самоопределиться. То есть, в теории, он должен определиться со своим профессиональным будущим: куда он хочет поступать, чему учиться, какое направление подготовки выберет. Кроме того, он должен представлять, какая профессия его ждет и чего он хочет от своей карьеры.

В реальности все не так просто. Часто ребенок выбирает образование, навязанное обществом или родителями. И высшее образование не приносит такого удовольствия, какое оно могло бы приносить, будь оно выбрано человеком осознанно. И вот здесь на помощь может прийти профориентация. Что же такое профессиональное самоопределение и профориентация в терминах психологической науки?

Профессиональное самоопределение и профориентация

Профессиональное самоопределение — поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Смысл очень важен в жизни человека Он обязательно должен быть, для того чтобы нас мотивировать. 

Профессиональное самоопределение подросток проводит самостоятельно, сам с собой. А профориентиция — это внешняя поддержка школьника, то есть та работа, которая проводится взрослыми вокруг него. Иными словами, это комплекс мер по оказанию помощи подростку в выборе профессии.

Профориентация помогает человеку построить и реализовать профессиональные планы — программу действий по выбору и освоению профессий. Тут очень важно, чтобы эти два момента встречались, работали сообща. Если мы говорим о подростке, которому не актуален выбор профессии, одна профориентация не справится. В такой момент одна из первичных целей профориентации — формирование субъекта самоопределения.

  1. Субъект — это тот, кто делает что-то сам. Отличительной особенностью субъекта является способность к рефлексии.
  2. Рефлексия — осознание того, что происходит у нас в уме, способность «заземлиться», задать себе какие-то вопросы и получить на них ответы.

Это означает, что работа ни в коем случае не осуществляется за подростка — он должен сам выбрать, чем заниматься дальше. В этом заключается цель профориентации. Профориентатор или родитель лишь помогает, создает для подростка условия, чтобы он сделал этот выбор сам.

Что исследует профориентация

Интересы

Мы подробно говорим об интересах подростка, при этом важно, чтобы молодой человек сам их осознавал. Методики, беседы, вопросы профориентатора направлены на актуализацию того, что интересно подростку.

Выявить интересы необходимо для того, чтобы выбранная трудовая деятельность приносила удовольствие, радость и была увлекательной. Это не единственное условие, но оно очень важно. В данном случае профориентатор выполняет вспомогательную функцию — ему важно, чтобы подросток сам себе задал этот вопрос в результате беседы со специалистом и ответил на него.

Конечно, очень трудно сразу понять, что интересно. Поэтому для начала так же важно определить, что подростку не интересно. Это поможет сузить круг возможных областей профессиональной деятельности, что является первоочередной задачей. Понимание того, что интересно, а что совсем нет — большой плюс и важное достижение.

Способности

Одного интереса для самоопределения недостаточно. Подростку может быть бесконечно интересна профессия врача, ему хочется спасать жизни, но при этом у него боязнь крови. Или нервная система не позволяет принимать правильные решения в стрессовой ситуации. Поэтому помимо выявления интереса важно обратить внимание на способности школьника.

Профориентатор обязан учитывать, что лучше развито у школьника — математические способности или способности к языкам, может, он умеет отлично рисовать и визуализировать объекты, а может, обладает отличной координацией движений и выносливостью.

Ценности

Следует сказать, что интересов и способностей для выбора профессии тоже недостаточно. У школьника могут быть и интересы, и способности, но может не хватать третьего, очень важного аспекта. Например, у него могут быть аналитические способности, интуиция, он интересуется экономикой, банковской сферой, правом — у подростка есть все предпосылки, чтобы стать предпринимателем. Но для него важнее не зарабатывать много денег, а реализовывать свои социальные способности и взаимодействовать с людьми. Поэтому третий важный аспект при выборе — ценностный уровень. Ценности человека являются обязательными для учета в профориентационной работе.

Профориентация помогает подростку в актуализации собственных ценностей. Помогает «примерить» ту или иную область деятельности с ценностной точки зрения. Подросткам еще не очень понятно, что такое ценности, потому что мировоззрение, иерархическая шкала ценностей появляется к концу подросткового возраста, и шкала эта динамическая, она меняется. И если напрямую спросить подростка: что для тебя важнее всего, он может потеряться.

В данном вопросе могут помочь профориентатор и его беседы с использованием методик, которые позволят подростку актуализировать ценности. Если выбранная профессия плохо сочетается с нашими ценностями, это не означает, что мы должны от нее отказываться. Это просто звоночек о том, что, возможно, нам необходимо поискать еще что-то, что и на ценностном уровне нам подойдет.

На пересечении интересов, способностей и ценностей находится зона оптимального выбора профессии, которая важна и нужна. 

Про нее подростку можно сказать иначе, объяснив, что на пересечении наших интересов, способностей и ценностей собраны наши «хочу», «могу» и «надо». «Хочу» — это наши интересы, «могу» — это наши способности, «надо» — это ценности, социальная ситуация в обществе.

Памятка для родителей

Залог успешной профориентации — ее своевременное проведение. В 7, и даже в 8 классе, профориентационные консультации не принесут никакой пользы, потому что в этом возрасте для ребенка данный вопрос еще не актуален. Родителям стоит подождать, чтобы у подростка появилась потребность реализовать свой профессиональный выбор. Пока эта тема не станет для него значимой, профориентация не будет продуктивной.

За подростка никто не может сделать выбор, поэтому лучше подождать, а не начинать заниматься этим вопросом «как можно раньше».

На что обратить внимание

Для успешной жизни в XXI веке нужна любовь к учебе, творческая мотивация и разнообразный уникальный опыт. Родителям важно обратить на это внимание: давать ребенку возможность получать опыт, не пресекать интересы и взгляды, находить ниши для реализации его способностей.

Если ребенок не обладает выдающимися способностями, это не значит, что он не сможет найти место в новом мире. 

Не стоит забывать о навыках — курсы, дополнительное образование, кружки, секции. Все это может отлично развить способности подростка.

Будущее можно и нужно планировать — эту мысль следует постоянно транслировать подросткам, помогать заниматься тайм-менеджментом, организацией своего времени и пространства, постановкой целей, выделением задач. Обладая такими навыками, ребенок будет легче справляться с огромным количеством вызовов, которые бросает нам современное общество.

Чем раньше ребенок займется самопознанием и познанием мира, в котором ему предстоит жить, тем больше шансов на благополучие у него будет. Родителю очень важно это заметить и не подавлять, а давать пространство для самопознания, чтобы оно было глубже, больше, поощрять любое действие в этом направлении.

Что делать

1. Не настаивать на своем выборе и дать ребенку самому определиться, что делать. Родитель — эксперт своего ребенка, он может знать его даже лучше, чем сам подросток, но важно не настаивать на своем выборе.

2. Рассказывать о том, какие профессии нужны, ходить на дни открытых дверей, лекции вместе с ребенком.

3. Предлагать ребенку те профессии, которые его заинтересуют, а не те, которые подскажут тест или оценки в журнале. Если у ребенка «тройка» по математике, это не значит, что для него закрыт путь в техническую сферу. Оценки выставляются не всегда объективно, они не являются истиной в последней инстанции. Это один из аспектов, на который стоит обращать внимание, но далеко не единственный.

4. Дать максимум информации о разных профессиях: рассказать о своей работе, дать возможность поговорить с другими взрослыми.

5. Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

6. Можно предложить ребенку пройти опросник Центра прав и защиты интересов детей.

1 июня 2021 г. в рамках Всероссийского дня консультации для родителей ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации провел онлайн-марафон «Растим детей — растем с детьми». Посмотреть мастер-классы и выступления психологов, специалистов в области права и медиации, детских врачей, известных журналистов, писателей, юристов и самих родителей можно на сайте Центра.

Книги в помощь родителям:

Людмила Петрановская «Тайная опора»

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Юлия Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»

Фото: Коллекция/iStock

Источник