О значении музыки в жизни ребенка

10 вопросов специалисту про музыкальное образование

С древних времен и по сей день музыка постоянно присутствует в жизни человека, она сопровождает его на протяжении всей жизни. О том, что музыка влияет на физиологические и психологические аспекты нашей жизни, свидетельствуют многочисленные исследования, доказывающие ее влияние на дыхание и пульс, кровяное давление и энергетику, повышение иммунитета. В то же время она может приводить человека к состоянию стресса, агрессии, апатии, ухудшению самочувствия. Совсем недавно было очень модным отдавать детей на обучение музыке, и каждый родитель пытался записать ребенка, независимо от его желания, в музыкальную школу. О значении музыки в жизни детей и о музыкальном образовании наш разговор с Еленой Мойсеенко, пианисткой, выпускницей Московской консерватории, создателем и преподавателем онлайн-курсов для детей «Слышать музыку», соучредителем благотворительного фонда SoundOut.

Нужно ли учить детей музыке?

Безусловно, нужно. Каждый ребенок должен хотя бы немного соприкоснуться с музыкой. Это может быть игра на музыкальном инструменте, пение, слушание, танцы — абсолютно любой вариант. Ни одна из точных наук, изучение языка, спорт не расширяют так кругозор, как музыка. Когда мы играем на музыкальном инструменте, начинают работать те области нашего мозга, которые в обычной жизни спят или работают не так активно. По сути, мы задействуем тело, слух, зрение и несколько видов памяти одновременно.

Еще во времена Древней Руси музыкантов очень уважали, гусляры, которые исполняли былины, пользовались большой популярностью. Позже, в XVIII веке, когда музыка стала неотъемлемой частью жизни русских людей, занятие музыкой для дворянского сословия было обязательным. Так, например, Александр Грибоедов был превосходным пианистом и одаренным композитором. Алексею Львову — автору гимна «Боже, Царя храни!» и директору Придворной певческой капеллы — лишь высокое служебное положение помешало сделать карьеру музыканта. Занятие музыкой считалось не только обязательным, но и престижным.

Что меняется, когда ребенок начинает обучаться музыке?

При приобщении к классической музыке у ребенка развивается прекрасный вкус и нестандартное мышление, креативность, чувство прекрасного, он начинает отличать плохую музыку от хорошей, слышать тонкости, незаметные для обывателя. Ребенок незаметно для себя применяет опыт общения с музыкой в других сферах жизни. История знает немало примеров выдающихся людей, всерьез занимавшихся музыкой. Возможно, именно благодаря музыке Альберт Эйнштейн совершил столько научных открытий, Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, потому что играл на скрипке, а Макс Планк получил Нобелевскую премию, развивая свои способности игры на рояле. Здесь важно понимать, что занятия музыкой должны приносить удовольствие и не вызывать отвращения. Да, это тяжелый ментальный и физический труд, но результаты этого, безусловно, должны приносить радость.

Обязательно ли учиться в музыкальной школе или можно приобщаться к музыке с помощью интернета и частных педагогов?

Совсем необязательно ходить в музыкальную школу, если вы не планируете для ребенка профессиональную музыкальную карьеру. Конечно, в школе получают более системное образование — ребенок сможет посещать занятия по выбранному инструменту, сольфеджио, музыкальную литературу, хор. Все эти дисциплины дополняют друг друга и работают в комплексе. Невозможно научиться профессионально играть или петь, не зная нотной грамоты, как невозможно выучить иностранный язык, не зная букв. В школе ребенок будет вращаться в музыкальной среде, в музыкальном социуме. В домашнем обучении есть свои плюсы. Вы можете выбрать для себя подходящего педагога, с индивидуальным подходом. Занятия на инструменте можно объединить с сольфеджио. В самом начале пути изучение нот происходит параллельно с обучением игре на инструменте. Без изучения сольфеджио обучение представить себе невозможно. Этот предмет развивает слух, внимание и память. Также вы можете самостоятельно формировать расписание и не привязываться к определенному месту. У вас не будет никаких зачетов и экзаменов, дедлайнов, обязательной программы и концертов. Здесь нужно опираться на то, что подходит вашему ребенку.

Если половина пути пройдена и ребенок больше не желает заниматься музыкой и хочет бросить обучение, что делать?

Если ребенок больше не хочет заниматься музыкой, заставлять его не стоит. Но важно выяснить причину: проблемы с педагогом, перемена интересов. Бывает, что он просто устал и нужно сделать небольшую паузу. Но если мы говорим о профессиональном обучении, как правило, к 12–15 годам ребенок четко осознает, что занятия музыкой ему интересны и он хочет с этой областью связать свою жизнь. Если же занятия уже не приносят никакого удовольствия, из-под палки заниматься не стоит. Поддержать общий интерес к классической музыке можно собственным примером, совместными походами на концерты, музыкальные спектакли, слушанием музыки дома. Важно делать это без давления. Осознание ребенком пользы может прийти не сразу, но оно придет — это абсолютно точно.

Что нужно сделать, чтобы ребенок полюбил классическую музыку?

В первую очередь родители должны быть примером для своего ребенка. Если родители слушают шансон, и в доме никогда не звучит классическая музыка, ваш ребенок ее вряд ли полюбит. С раннего детства ставьте фоном классику, это можно делать с первых дней жизни ребенка. Ожидая приезда мамы с малышом из роддома, запаситесь музыкой для новорожденных.

С 3 лет можно уже начинать посещения концертов, хотя бы на 30 минут. Чтобы ребенку понравился концерт, вам необходимо подготовиться заранее:

  • создайте плейлист из классических композиций и включайте их, например, за завтраком или перед сном;
  • подойдите к выбору концерта с деликатностью — если в программе будет указана, к примеру, симфония Г. Малера, которая длится больше часа, и уйти посреди симфонии достаточно проблематично, ребенок вряд ли останется в восторге, тем более если мы говорим о первом знакомстве с классикой; лучше выбрать «легкую» классику — произведения композиторов эпохи барокко или классицизма идеально подойдут для «тренировочных» походов на концерты, а если в программе концерта будут уже знакомые на слух произведения, ребенку будет еще легче воспринимать музыку в новой обстановке;
  • благодаря интернету можно заранее познакомиться с концертным залом, в который вы пойдете, и с музыкальными инструментами, которые будут звучать;
  • попробуйте ввести приятные ритуалы для похода на концерт — выберите красивые и в то же время практичные костюмы или платья, наградите себя и ребенка посещением любимого кафе до или после концерта, купите цветы для музыкантов и дайте ребенку возможность их подарить в конце любого произведения.

Обязательно разговаривайте с ребенком и делитесь собственными впечатлениями. Не бойтесь того, что ребенок заплачет, или уснет, или скажет: «Мама, мне скучно, пойдем домой». Главное — помнить, что вы делаете все это в первую очередь для ребенка, и каждый концерт является для него ярким событием, полным впечатлений и открытий.

Как определиться с музыкальным направлением и настроить ребенка на правильную волну?

Если вы не разбираетесь в музыке, но хотите направить ребенка и привить ему любовь к музыке с детства, лучше обратиться к эксперту — к музыканту. Часто музыканты в своих блогах рекомендуют, какую музыку слушать, на какие концерты сходить. И помните, что вы являетесь примером для своего ребенка, — то, что слушаете вы, до определенного возраста для него будет главным ориентиром. С раннего детства мы закладываем в его память основные вкусы и предпочтения.

Когда начинать занятия на инструменте или учить ребенка вокалу?

Нет четкого руководства, когда начинать занятия, но самым оптимальным возрастом считается 5–6 лет. До этого времени необходимо знакомить ребенка с классической музыкой, наблюдать, проявляет ли он интерес к музыкальным инструментам, любит ли он петь. Нужно создать максимально благоприятную среду, в которой много времени будет отводиться для знакомства с музыкой.

Обязательно ли посещать живые концерты или можно слушать музыку дома?

Поход на концерт должен оставлять для вас и для ребенка приятные впечатления и эмоции. А главное — запомниться. Попробуйте ходить на концерты хотя бы один раз в месяц, это прекрасный семейный досуг. Сейчас очень большой выбор программ, на любой вкус и бюджет, в том числе бесплатных. В филармониях идут образовательные циклы для детей с самого юного возраста, а эксперты проводят авторские курсы, где теория соединяется с прослушиванием живого исполнения и для разных возрастов даже онлайн.

С чего лучше начать знакомство с классической музыкой?

Свои занятия с детьми я начинаю со знакомства с проверенной временем классической музыкой — произведениями В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Й. Гайдна, И.С. Баха, А. Вивальди, А. Корелли. Важно слушать музыку в оригинальном исполнении, без обработок и прочих добавлений. Если вы чувствуете, что вам произведение не нравится, не торопитесь его отбрасывать, попробуйте поискать другого исполнителя. Часто это кардинально меняет ощущение от прослушивания музыки. Сейчас продается большое количество книг для детей о музыке. Важно не только слушать, но и разговаривать о ней. Читать о композиторах, об их судьбах, знакомить ребенка с историей развития музыки. Это все работает в комплексе. Также можно включать классику и рисовать свои ассоциации, дети это очень любят.

Можно ли не усложнять жизнь ребенку классической музыкой?

Конечно, можно, но практически сложно. Классическая музыка нас окружает везде: она звучит в кафе, в кино, на улице, в торговых центрах и магазинах. Она давно стала неотъемлемой составляющей нашей жизни. Музыка — не просто вид искусства, но и одно из главных удовольствий. Классическая музыка дарит те эмоции, которые мы не получим нигде, наша эмоциональная палитра обогащается, обостряется внимание к деталям, тренируется нейронная сеть. Татьяна Черниговская, эксперт в области нейронауки и психолингвистики, утверждает: «Музыке нужно учить всех!»

Источник