Изучите правила общения вместе с детьми
Раньше дети, подростки и молодые люди с инвалидностью сидели дома и крайне редко выходили за порог, но теперь ситуация сильно изменилась: они активно посещают различные центры, музеи и театры, стремятся к общению. Как вести себя с человеком с особенностями? Отвечаем на вопрос вместе с благотворительным фондом «Образ жизни», по инициативе которого и при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы открыт центр дневной занятости «Дом под солнцем» для людей с особенностями развития.
Один из основных образовательных трендов в наши дни — инклюзивное образование: начиная с 2016 года родители особенных детей могут сами принимать решение о том, в какую школу отдавать ребенка на обучение. Раньше дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных учреждениях, но теперь любая школа должна принять в свои стены ребенка с особенностями физического или ментального развития. Иными словами, инклюзия задекларирована. Но готовность принятия таких учеников и со стороны учителей, и со стороны родителей проявляется пока не в полной мере. Как общаться с людьми с особыми потребностями? Как им помочь и надо ли помогать? Что говорить, чтобы не обидеть собеседника?
Наладить коммуникацию
Сегодня навыки грамотной коммуникации — залог успеха не только в работе, но и в повседневной жизни. Если вы знаете, как вести себя в той или иной ситуации с каким-либо человеком, — значит, вы умеете поддерживать разговор, уважая собеседника, и ваш диалог будет максимально продуктивным.
В общении с людьми с особенностями здоровья очень важны все жесты, слова и фразы. Обращаясь к такому человеку, следует думать о его психологической безопасности.
Каждое наше слово имеет последствия, поэтому необходимо стремиться к аккуратности и корректности, избегать обобщений и предположений.
«Встречаясь с „особенными“ людьми, в первую очередь обычный человек проникается смешанным чувством: страхом и жалостью, — говорит Елена Михайлина, психолог Центра дневной занятости «Дом под солнцем». — С одной стороны, нам очень жалко того, кто перед нами. С другой — есть внутренний страх: „А вдруг это коснется и меня?“ Существует и третий вариант: многие стараются сохранять внутреннее равнодушие и проходят мимо. Но если встреча с другим (во всех смыслах слова) человеком неизбежна, то проявляется шоковая реакция, и общения не получается. Нужно понять, что „особенные“ — такие же люди, как и мы, просто имеющие определенные особенности. В коммуникации с ними не будет ничего страшного, если немного в этом разобраться».
6 полезных правил
Дети во всем берут пример со взрослых. Манера общения родителей с окружающими людьми так или иначе передается их детям. Если вы сами будете придерживаться определенных правил общения с «особенными» людьми, то, возможно, вашему ребенку не придется ничего объяснять: он просто усвоит увиденную манеру поведения. Вот несколько правил, которым следуют в БФ «Образ жизни».
1. Не преувеличивайте особенности людей. Все страхи нейротипичных детей по отношению к «особенным» внушаются в раннем возрасте родителями. Дети свободны от предрассудков, и если не нагнетать атмосферу, то, как правило, они спокойно общаются между собой и способны принять особенности другого за привычки.
2. Ведите себя естественно (не будем говорить про «показывание пальцем», такой жест неприятен любому человеку). Например, у людей с РАС (расстройство аутистического спектра) часто встречаются проявления стереотипного поведения, которые очень сложно контролировать. Это могут быть покачивания, повторение одних и тех же слов, хлопки в ладоши или что-то другое. Старайтесь не обращать внимания на эти моменты. Скажите ребенку, что все в порядке, просто бывают такие «особенные проявления характера».
3. Для «безболезненного» общения с «особенным» человеком важно выяснить, что он любит. Часто у людей с психическими нарушениями существует любимая тема, которую они готовы долго и помногу обсуждать. В этом нет ничего странного: подобная привычка есть у всех людей.
4. Говорите проще, не торопите собеседника и давайте ему время на обработку информации.
5. Проявляйте терпение и не судите человека по первому взаимодействию с ним. Например, нахождение в местах большого скопления людей может вызывать у «особенных людей» сильный стресс, который становится причиной поведенческих трудностей. Помните, что эти действия совсем не значат, что человек агрессивный или невоспитанный. Просто у него так реагирует организм.
6. Оставайтесь позитивными. Без положительного настроя общение будет совершенно другим и не принесет ни радости, ни пользы. Конечно, это не говорит о том, что нужно всегда улыбаться, а в плохом настроении даже близко подходить к другому человеку нельзя. Можно, но помните о высокой чувствительности «особенных» людей. Они чувствуют все эмоциональные нюансы и способны оказывать поддержку, когда другому человеку плохо.
Знать, как помочь
Иногда обычное общение переходит в действие — в желание помочь и оказать поддержку не только словом. «Несколько лет назад на работе меня попросили сопровождать ребенка с ДЦП на уроке танцев. Я не знала, как себя вести. И единственное, что я могла, — это не навредить и просто договориться о том, что я могу для этой девочки сделать. Данный принцип я возвела в абсолют вне зависимости от того, присутствуют ли ментальные, физические нарушения или их нет совсем у того, с кем я в данный момент общаюсь», — делится своим опытом Елена Михайлина.
Елена Михайлина, психолог
Не стоит кидаться на помощь, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками. Спросите, нужна ли помощь и какая.
В нашем менталитете сильно убеждение в том, что просить помощи у окружающих некрасиво, невежливо, стыдно. Лучше все делать самому и никого не тревожить. В результате и просить помощи, и помогать другим многие не умеют — просто не знают как. Для этого и нужно учиться общаться.
Беседовала Анна Демина
Фото: Коллекция/iStock