Кохлеарная имплантация: шаги после процедуры

Продолжение цикла бесед о том, что нужно знать родителям об этом методе возвращения слуха

Мы продолжаем серию публикаций о кохлеарной имплантации — методе помощи людям с нарушениями слуха, когда во внутреннее ухо вживляются электроды. О том, какие еще шаги нужно предпринять после этой процедуры, рассказывает сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики РАО Мария Маркович.

Формируем естественное слуховое поведение

В предыдущей статье мы говорили о развитии эмоционального взаимодействия ребенка с близкими. Это одно из главных направлений работы на начальном этапе реабилитации после кохлеарной имплантации (далее — КИ) и подключения речевого процессора. Рассказали о том, что и как могут сделать члены семьи, чтобы наладить диалог с малышом и получить от него эмоциональный отклик. Сегодня поговорим о другом, не менее важном направлении работы в первоначальный период реабилитации малыша с КИ — о формировании у него естественного слухового поведения.

После подключения речевого процессора и его настройки ребенок способен слышать звуки окружающего мира, но без помощи специалистов и близких взрослых открывшееся малышу многообразие звучаний останется для него фоновым шумом. Ребенка необходимо научить слушать и адекватно реагировать на услышанное. Вот что можно для этого сделать.

Привлекаем внимание ребенка к различным звукам

Важно заинтересовывать и вызывать у него положительные эмоции, приучать слушать и прислушиваться, учить реагировать на звуки так же, как это делают окружающие его взрослые. При этом слышащим родителям следует обратить внимание на собственные реакции на звуки окружающего мира.

Обычно люди с нормальным слухом проявляют выраженный интерес только к резким, громким, несущим потенциальную угрозу звукам. Это может быть звон разбившегося стекла, свист кипящего чайника, звук сирены служебных автомобилей, чей-то резкий вскрик.

Родителям малыша с КИ придется пересмотреть свое привычное слуховое поведение. Для формирования естественного слухового поведения ребенка взрослые на своем примере должны научить его эмоционально реагировать на самые разные звуки.

Сурдопедагог, работающий с семьей, поможет родителям научиться выделять из окружающего многообразия звучаний те звуки, которые уже доступны для восприятия малыша с КИ, и покажет, как правильно реагировать на них, чтобы сформировать у него адекватные реакции на звуки.

Для привлечения внимания ребенка к звуку взрослые создают разнообразные игровые ситуации. Например, сурдопедагог воспроизводит какой-либо звук с игрушкой или другим предметом, в это время родитель наблюдает за реакциями малыша и в нужное время эмоционально привлекает его внимание к звучанию.

Мимика взрослого должна быть выразительной и соответствовать ситуации: улыбка, восторг, радостное удивление в ответ на приятные звуки; нахмуренные брови и/или выражение испуга в ответ на резкий или неприятный звук. По возможности предложите ребенку самому или с помощью взрослого воспроизвести действие со звучащим предметом и вместе так же эмоционально отреагировать на звук.

Когда у малыша появляются первые адекватные поведенческие реакции на звуки, родители под руководством сурдопедагога продолжают работу со звучащими игрушками и предметами, создавая новые игровые ситуации и побуждая ребенка самостоятельно воспроизводить звуки. Важно комментировать каждое действие малыша с игрушкой или предметом.

Если есть возможность, взрослый должен не только издавать звуки с помощью тех или иных предметов, но и имитировать этот звук голосом. Например, звук крутящихся лопастей вертолета («жжжж»), гул автомобильного двигателя («вввв»), гудок паровоза («ту-ту, ту-ту»), перестук колес поезда («т-т, т-т, т-т, т-т»), голоса животных («му», «мяу», «гав-гав»). При этом нужно побуждать ребенка повторять эти звуки. Если он отказывается, не стоит настаивать и требовать повторения, пока он не будет к этому готов.

Учим соотносить звук с его источником

В специально созданных игровых ситуациях взрослые побуждают ребенка прислушиваться, оборачиваться на звук, определять, откуда он доносится и при помощи какого предмета воспроизводится. Для этого сурдопедагог или один из родителей привлекает внимание малыша и демонстрирует эмоциональную реакцию на звук, воспроизводимый вторым взрослым за спиной у ребенка. Когда ребенок оборачивается на звук, взрослый на его глазах заново воспроизводит звучание и называет звучащий предмет и производимые с ним действия. Например: «Это паровозик. Паровозик гудит: „Ту-ту, ту-ту“».

Также на первоначальном этапе реабилитации взрослые приучают ребенка с КИ исследовать окружающие его предметы и определять, какой предмет может издавать звук, а какой — нет. Для этого ему показывают, как узнать, звучит или не звучит тот или иной предмет: встряхивают баночку с наполнителем, пустую баночку, пирамидку, крутят ручку шарманки.

Показывайте, как будут различаться звуки, если постучать барабанной палочкой по барабану, по столу, по мягкой обивке кресла. При этом важна яркая эмоциональная реакция взрослого на звук или его отсутствие. Для таких занятий старайтесь подбирать красочные, привлекательные, интересные ребенку игрушки и предметы.

Готовимся к настройке речевого процессора

Для малыша звучащий и говорящий мир с помощью взрослых становится все более и более притягательным и интересным. При этом родителям нужно продолжать готовить ребенка к программированию речевого процессора. Для этого у малышей старше 1,5–2 лет вырабатывают условную двигательную реакцию на звук: есть звук — и он, например, надевает кольцо на стержень пирамиды (бросает пуговицу в стакан, ставит кубик в кузов машины), нет — ждет сигнала.

Родители под руководством сурдопедагога учат малыша реагировать не только на многократно повторяющиеся звуковые сигналы, например, «папапа», «пупупу», «сясяся», но и на однократные («у», «ш», «с», «х», «м», «р», «в»). При этом сами слоги произносятся и голосом нормальной разговорной громкости, и шепотом — как рядом с ребенком, так и на расстоянии 4–6 метров от него. В ходе специально организованных игр малыша учат по звуковому сигналу (под стук ложек друг о друга, звон ложки в стакане, шуршание целлофанового пакета, звон монет) складывать ложки в ту или иную посуду, вытаскивать конфеты из пакета, перебирать фасоль, перекладывать фрукты.

На улице можно под звук удара мячика о землю, под стук лопатки по ведру, под звук удара палки по скамейке (как вблизи малыша, так и на расстоянии) бросать мелкие камушки в лужу, переворачивать формочки в песочнице, собирать листья, желуди, каштаны.

Если условная двигательная реакция на звук сформирована правильно, ребенок, не видя лица говорящего, ждет сигнал и незамедлительно реагирует на него. Выработанная двигательная реакция на звук будет способствовать более точной настройке речевого процессора.

  

Фото: Коллекция/iStock

Источник